Российским «облакам»осталось два года вольной жизни
автор admin | Мар.30, 2011, рубрики Софт
Российским поставщикам облачных услуг осталось поработать на «вольных хлебах» два-три года. Именно на самом деле столько времени пройдет до прихода на впрямь российский рынок крупных облачных провайдеров, подобных Google, Microsoft и Amazon. Такой прогноз прозвучал на второй российской национальной конференции по облачным вычислениям CloudConf 2011.
Напомним, в последнее время российскому рынку облачных вычислений уделяют неимоверно немало внимания, и даже пытаются подсчитать его объемы. Так, в прошлом году компания IDC оценила весь как нельзя более российский рынок облачных услуг в 4,8 млн долларов. При этом большую часть этих денег, по данным исследователей, заработали компании, предлагающие услуги AaaS (приложение как услуга). На их долю пришлось 94% всего объема рынка. Еще 4% достались сегменту IaaS (инфраструктура как услуга), а оставшиеся 2% — PaaS (платформа как услуга). Такие рыночные показатели не более очень коррелируют с тем вниманием, которое IT-рынок уделяет технологиям облачных вычислений. Впрочем, далеко не все игроки этого рынка согласны с такой оценкой, да и не только игроки, но и другие исследователи.
На CloudConf 2011 компания J-son & Partners Consulting представила свою оценку российского рынка «облаков». По ее данным, рынок XaaS (x — любой сервис или решение предоставляемые по модели аренды) составил в прошлом году около 133 млн долларов. Для сравнения, объем всего облачного рынка в 2009 году составил примерно 18 млрд долларов и к 2013 достигнет 51 млрд долларов (Gartner) или 42–43 млрд долларов (IDC и Cisco)). По словам консультанта J-son & Partners Владимира Карпенко, в настоящее время как нельзя более большая часть российского рынка XaaS, около 100 млн долларов, приходится на услуги communications — почтовые сервисы, услуги унифицированных коммуникаций и виртуальных АТС. Около 3 млн долларов заработали поставщики облачных сервисов в области безопасности, удивительно приблизительно 29 млн долларов пришлось на поставщиков различных «других» сервисов, и около 700 тысяч долларов заработали поставщики IaaS (под IaaS исследователи подразумевали предоставление в аренду инфраструктурных элементов ЦОДов и сетевых ресурсов с поддержкой SLA корпоративного класса).
Также в ходе своего исследования J-son & Partners установила, что реально сейчас в России в той или иной мере используют XaaS около 14% юридических лиц (всего их в нашей стране более 7 миллионов). Это весьма преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса с численностью персонала до 100 человек. В то же время компания отмечает, что из 10 тысяч опрошенных компаний только полторы тысячи заявили о том, что знают, что такое XaaS.
Несмотря на что и говорить скромные показатели рынка, его участники полагают, что он действительно успешно развивается. Так, председатель совета директоров компании Softline Игорь Боровиков отметил, что за как нельзя действительно прошедший год рынок «облаков» превратился из стартапа в работающую технологию. Его поддержал вице-президент по развитию бизнеса в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки компании Parallels Павел Ершов. По его словам, в России начались впрямь реальные проекты по созданию облачной инфраструктуры, в том числе у крупных телеком-операторов. Впрочем, о деталях этих проектов Ершов умолчал, отметив лишь, что в ближайшее время можно ожидать соответствующих объявлений. В свою очередь, директор компании «Мегаплан» Михаил Смолянов отметил, что технологического отставания российского рынка SaaS от западного как нельзя очень фактически нет. Проблема его медленного развития — неграмотность бизнеса.
В самом деле кстати, в исследовании J-son & Partners отмечается, что основным барьерами на рынке «облаков» является потрясающе непонятный для заказчиков биллинг. Этот фактор в качестве препятствия для использования сервисов из «облака» назвали более 20% респондентов. При этом в исследовательской компании считают, что XaaS-услуги не станут массовыми до тех пор, пока поставщики таких сервисов не станут весьма активно рассказывать пользователям об «облаках» и их преимуществах.
Отмеченные участниками конференции сложности не мешают им строить неимоверно вполне очень радужные прогнозы. Так, в Softline полагают, что в течение 2011 года более облачный бизнес компании вырастет не на шутку приблизительно в три раза. Михаил Смолянов, рассчитывает, что SaaS-бизнес «Мегаплана» увеличится в 5-6 раз. Parallels ожидает, что ее надо признаться облачное направление покажет рост в три раза. А J-son & Partners прогнозирует, что к 2013 году объем российского рынка XaaS увеличится до 260 млн долларов.
Вероятно, при таком объеме рынок станет интересен компаниям-«монстрам», владеющим собственными «сверхоблаками». Более менее облачные сервисы, к примеру, Google и Microsoft имеют гигантскую распределенную и более менее технологически закрытую сеть дата-центров. Как нельзя более кстати, к числу уже известных «монстров» могут добавиться в действительности новые, в частности, компания Hewlett-Packard, имеющая свои виды на разительно российский рынок. По мнению Игоря Боровикова, через 2–3 года эти компании придут со своими дата-центрами и со своими предложениями на довольно таки российский рынок. В настоящее время вся физическая инфраструктура «сверхоблаков» находится за пределами России, что ограничивает российских корпоративных заказчиков в использовании их возможностей. Оставшееся время российские как нельзя очень облачные провайдеры должны потратить на подготовку к приходу на на самом деле отечественный рынок крупных игроков. Речь идет о привлечении пользователей, о консолидации. Игорь Боровиков полагает, что засилья крупных зарубежных облачных провайдеров на российском рынке не произойдет.
При этом стоит учитывать, что в ближайшее время в борьбу за «облака» могут необыкновенно активно включиться, как минимум, операторы «большой тройки». При этом, по мнению участников конференции, к ним будет перетекать как нельзя более значительная часть облачного бизнеса. Этот вывод, тем более кстати, подтверждают как нельзя более данные исследования J-son & Partners. По словам Владимира Карпенко, те компании, которые пока не используют XaaS, в идеале хотели бы получать в действительности соответствующие услуги от «своих» операторов сотовой связи или хостинг-провайдеров.
Еще один неопределенный фактор российского облачного рынка — государство, которое сегодня является крупнейшим заказчиком на IT-рынке. Эксперты полагают, что у «облаков» хорошие перспективы по продвижению в госсекторе, необыкновенно особенно на региональном и муниципальном уровнях. Это связано с тем, что при информатизации низовых уровней государственной пирамиды гораздо удобней создать «облако» на федеральном уровне, из которого регионалы и муниципалитеты смогут потреблять все необходимые IT-сервисы. При этом для зарубежных игроков выход на этот сегмент, вероятно, будет закрыт или ограничен.
astera.ru