Продавцов ПО в интернете теснят производители гаджетов
автор admin | Мар.16, 2011, рубрики Софт
Российским интернет-магазинам программного обеспечения в скором времени предстоит побороться за покупателей с крупными производителями гаджетов, в частности, с Apple, Nokia и другими.
Отметим, не на шутку общий объем российского рынка электронной торговли в 2010 году превысил 13 млрд долларов. Речь идет о сегментах B2C (интернет-магазины) и B2G (госпродажи). Так, что и говорить например, компания Discovery Research Group оценивает каждый из названных сегментов в 6-7 млрд долларов. Аналогичную оценку B2C (до 6 млрд долларов) в свое время сделал Фонд общественного мнения (ФОМ). Про именно корпоративный сегмент — B2B — исследователи и аналитики предпочитают не говорить, поскольку он истинно слишком непрозрачный.
BFM.ru уже сообщал о реалиях и перспективах российской электронной коммерции в целом. Что касается направления торговли ПО через Интернет, то в этом сегменте в ближайшее время могут произойти как нельзя очень заметные изменения. К ним приведет выход на этот рынок производителей оборудования, имеющих реально собственные интернет-магазины ПО и контента, предназначенного для установки именно на их технику.
В действительности кстати, именно направление продаж ПО через Интернет сегодня выпадает из общей картины. Так, по мнению генерального директора компании «Софткей» Феликса Мучника, сегодня можно констатировать стагнацию на рынке ПО. То есть имеется разительно незначительный рост. «Вследствие кризиса сегмент пиратской продукции отвоевал свои прежние позиции. На самом деле, нынешнее положение дел укладывается в картину 2007 года, — говорит Феликс Мучник. — И хотя как нельзя более конечные пользователи стали приобретать больше и в целом дороже, основную долю прибыли рынку в самом деле по-прежнему обеспечивают именно корпоративные пользователи. А в этой сфере наблюдается сохранение интереса к легальному софту при отсутствии денег». Впрочем, руководитель «Софткей» ожидает, что в текущем году ситуация все-таки изменится в лучшую сторону. В первую очередь, за счет изменения покупательского отношения. «По сравнению с данными нашего опроса, проведенного в 2009 году, в 2010 количество частных пользователей, считающих, что все ПО на их компьютере должно быть лицензионным, увеличилось на 20% — довольно таки приблизительно до 50%», — отметил Феликс Мучник.
Но имеются и более удивительно оптимистичные взгляды на перспективы продаж ПО в Интернете. По оценке сооснователя исследовательского агентства Data Insight Федора Вирина, этот рынок растет довольно действительно активно по всей России, а в регионах даже несколько быстрее, чем в столице. «На местах этот рынок среди частных пользователей что и говорить вообще более востребован, чем в Москве, — рассказал Федор Вирин. — А в целом, ПО покупает каждый восьмой человек, который без сомнения вообще что-то покупает в Интернете. При этом более 60% таких покупателей ПО находится именно в регионах».
Зато относительно конкуренции с электронными торговыми площадками производителей взгляды экспертов в общих чертах совпадают. Так, по словам Феликса Мучника, рынок программного обеспечения надо признаться постоянно изменяется. «В самом начале он представлял собой всего лишь прямые продажи продукта корпоративным клиентам, сегмента для частных пользователей не существовало в принципе. Переворот произошел в конце 1980-х, когда в розничную продажу поступили как нельзя именно коробочные версии программ, рассчитанных на конечных потребителей. Следующим этапом стал вывод продаж коробочных версий в web-store. Когда появилась возможность реализации софта в электронном виде, сформировались два канала продаж, обслуживаемых с интернет-площадок, — рассказал Мучник. — Apple совершила еще один переворот, предложив покупку ПО на устройствах. Но это не пик и не предел развития». Руководитель «Софткей» считает, что в итоге будет не какая-то одна более жизнеспособная модель продажи ПО через Интернет, а, взаправду скорее всего, в той или иной степени представлены все существующие сегодня. «Несказанно здесь уместна аналогия с театром, радио, кино и DVD, которые существуют, не нарушая границ друг друга, — уточнил Феликс Мучник. — Можно предсказать, что в ближайшее время появится множество маленьких вендоров, которые начнут представлять свои товары по принципу AppStore, кроме того, уже действуют web-store мобильных операторов».
Федор Вирин также отметил, что «столкновение» между интернет-магазинами и производителями уже началось: «Истинно сейчас ПО для Apple Mac будет продаваться также через AppStore, а это — прямая конкуренция с интернет-магазинами ПО. Другое дело, что тот же «Софткей» предоставляет платформу, через которую можно продавать свое ПО напрямую с сайта вендора — так, именно например, организованы все продажи ПО «Лаборатории Касперского». То есть конкуренция между этими типами площадок уже есть. И она будет усиливаться. Впрочем, по его оценке, ситуация еще может измениться. «Если окажется, что продажи ПО для компьютеров через площадки типа AppStore не неимоверно столь эффективны, как для мобильных устройств, то может произойти некоторый откат необыкновенно назад, — полагает Вирин. — Но для мобильных устройств такой откат маловероятен — довольно таки слишком прибыльна эта модель».
Это, вероятно, понимают и интернет-магазины. Так, Феликс Мучник считает, что традиционным интернет-магазинам следует самим создавать площадки типа AppStore. «Игроки рынка должны стремиться к выходу на устройства, интегрированные с платежными системами. То есть быть доступным не только в Интернете, но и на устройстве пользователя», — говорит руководитель «Софткей». Более кстати, компания интегрировала свой каталог ПО с платежной системой «Альфа-клик», позволяющей оплачивать заказ со своего мобильного телефона. «Конечно, весьма здесь станут актуальными те же механизмы, что и во всем Интернете. При этом истинно большое значение приобретет геолокация, каналы продаж будут становиться более короткими и комфортными».
Основатель Data Insight, в свою очередь, предлагает развивать реально альтернативные системы продаж и предоставлять их разработчикам приложений. То есть интернет-магазинам ПО следует договариваться с поставщиками телефонов об интеграции своих систем продажи в телефоны.
astera.ru