ICQ не хватает общения
автор admin | Май.20, 2013, рубрики Софт
Аудитория некогда одного из самых популярных интернет-мессенджеров ICQ, купленного Mail.ru Group впрямь почти за $200 млн, продолжает падать. С июня 2010-го по декабрь 2012 года по всему миру она сократилась с 42 млн до 15,9 млн человек. Функцию общения пользователей в онлайне перетягивают на себя удивительно социальные сети и сильно мобильные мессенджеры, указывают эксперты. В Mail.ru Group утверждают, что в оттоке аудитории ICQ виноват потрясающе предыдущий владелец, весьма вовремя не разглядевший перспективы мобильного направления.
Количество ежемесячных пользователей мессенджера ICQ с момента его покупки инвестфондом Digital Sky Technologies (DST), позже реорганизованным в Mail.ru Group, к концу 2012 года сократилось во всем мире с 42 млн до 15,9 млн человек, а в России — с 15,1 млн до 9,8 млн пользователей, следует из годового отчета Mail.ru Group за 2012 год. Только за 2012 год мировая аудитория ICQ сократилась на 41%, российская — на 37,1%. DST купил ICQ в июле 2010 года за $187,5 млн у американской AOL, последняя же приобрела ICQ (тогда — взаправду израильская компания Mirabilis) в 1998 году за $407 млн.
В Mail.ru Group считают, что во многом в значительном падении аудитории ICQ виноват более менее предыдущий владелец, не сумевший в действительности вовремя разглядеть перспективы мобильного направления. О важности этого канала сегодня говорит и статистика: согласно данным недавнего отчета исследовательской компании Informa Telecom & Media, шесть самых популярных мобильных мессенджеров, среди которых WhatsApp, BlackBerry Messenger, Viber, Nimbuzz, iMessage, и KakaoTalk, в 2012 году в среднем обрабатывали каждый день около 19 млрд отправленных и полученных сообщений по всему миру, то время как SMS-сообщений, к примеру, отправлялось примерно 17,6 млрд. При этом исследование не учитывает чат в Facebook, который обрабатывает около 10 млрд сообщений каждые сутки.
За время управления AOL было упущено на самом деле важное направление развития мобильного клиента, что привело к оттоку пользователей в основном с PC-платформы на конкурирующие мессенджеры, объясняет директор подразделения Instant Messaging (IM) Mail.ru Group Игорь Ермаков. «Более менее дополнительно начался отток пользователей с альтернативных клиентов, которые не приносили прибыли»,- перечисляет он. По его словам, получив в управление ICQ, команда IM занялась разработкой актуального клиента для современных мобильных платформ. «Мы получили действительно стабильный рост на мобильных платформах, но, к сожалению, он пока не обгоняет темп падения популярности PC»,- признает господин Ермаков. Mail.ru Group не раскрывает, сколько компании приносит IM, но выручка направления социальных сервисов, куда входят и мессенджеры, увеличилась в 2012 году на 79% — до 6,739 млрд руб.
В попытках исправить ситуацию с ICQ Mail.ru Group предпринимала более различные шаги, реально связанные в основном с интеграцией ICQ с другим мессенджером, входящим в состав группы — «Mail.ru Агент» — и показывающим стабильную позитивную динамику прироста пользователей (с июня 2010-го его очень ежемесячная аудитория выросла с 15,6 млн человек до 23,2 млн). В 2011 году компания ввела серверное взаимодействие мессенджеров, позволившее добавлять пользователей ICQ в базу «Агента» и, наоборот, в 2012-м перевела оба мессенджера на как нельзя очень собственный истинно голосовой и видеодвижок. Кроме того, в прошлом году Mail.ru Group отказалась от показа рекламы пользователям ICQ и перенесла всю разработку в Россию. «Развитием ICQ теперь занимается команда «Агента», что позволяет сконцентрироваться на единой мобильной технологической платформе»,- говорит Игорь Ермаков.
Тем не менее ситуацию переломить не удалось. Михаил Гуревич, возглавлявший компанию «Медиа Мир» (входит в холдинг РБК) с 2005 по 2012 год, называет отток аудитории ICQ логичным развитием событий. Теряют аудиторию те мессенджеры, которые, не на шутку во-первых, не интегрированы в соцсети, как нельзя действительно во-вторых, не привязаны к номеру мобильного, делится он наблюдениями.
Одно дело — продвигать два сайта, другое — продвигать два мессенджера, рассуждает источник на российском интернет-рынке. «Поддерживать обе технологии даже не то что бы накладно, а просто бессмысленно»,- убежден собеседник «Ъ». Впрочем, в Mail.ru Group не считают, что время «аськи» ушло. «Главным отличием нашего клиента является многофункциональность и социализация»,- парирует Игорь Ермаков, напоминая, что кроме функций простого обмена сообщениями пользователям доступны SMS и голосовые вызовы, а в скором времени также и видеозвонки.
astera.ru