«Рынку надо перестать ориентироваться на госсектор»
автор admin | Окт.03, 2012, рубрики Софт
Интервью с Дмитрием Бызовым, генеральным директором компании «Манго Телеком».
— Как вы оцениваете результаты работы вашей компании в первой половине 2012 года? Как изменился объем бизнеса компании относительно аналогичного периода в прошлом году?
— Безусловно, положительно. Я бы назвал это состояние «успехом, подтвержденным цифрами». Согласно данным, полученным в июне 2012 года, рост ключевых финансовых показателей – дохода и оборота «Манго Телеком» по сравнению с аналогичным периодом 2011 – составил 71% и 76% соответственно, а SIP-трафик с апреля 2012 года стал расти более чем на 30% в месяц. Также в первой половине 2012 мы зафиксировали рост среднего счета абонента с 2200 до 2403 рублей. Для нашей компании это очень важнейший показатель, так как именно он говорит о росте доли предприятий-клиентов с повышенной управленческой культурой, которые используют неимоверно основные и как нельзя более дополнительные сервисы нашей виртуальной АТС для повышения уровня и качества менеджмента, увеличения продаж и улучшения всей системы бизнес-процессов.
Также в этот период мы превысили намеченные весьма плановые показатели по продажам виртуальных АТС и выполнили ряд важнейших разработок. Среди них отмечу подготовку к запуску в октябре 2012 года новых сервисов, которые помогут предприятиям СМБ реально быстро решить удивительно целый комплекс достаточно острых управленческих проблем, довольно таки ранее казавшихся «неподъемными» для небольших предприятий. В первую очередь это касается необходимости контроля основного канала коммуникаций с клиентами, создания целостной картины работы компании, увязанной с ее коммуникациями с внешним миром, а также поддержка различных технологий продаж.
И еще в этот период мы переформатировали региональную программу, сделав ее более эффективной и масштабной, и развернули работу с крупными заказчиками, в число которых вошли и предприятия госсектора.
— Взаправду насколько актуальна для России проблема снижения потребительского спроса на ИТ, характерного для американского и европейского рынков? Почему?
— Не думаю, что для нас эта тенденция актуальна. Но как нельзя именно здесь нельзя оперировать «средней температурой по больнице», так как на различных сегментах рынка происходят без сомнения разные, а действительно нередко и противоположно в самом деле направленные процессы. Так, если говорить о софтверном сегменте ИТ-рынка в целом и о его CRM-сегменте в частности, я уверен, что спрос на софтверную составляющую в России по крайней мере не падает. Но в то же время надо учитывать, что началось движение пользователей в сторону реального использования облачных сервисов, причем не только простых (скажем, аналог жесткого диска), но и как нельзя очень критически важных для бизнеса (телефония, продажи и отношения с клиентами, управление бизнес-процессами или проектами и др.). Потребителям неимоверно традиционное решение таких задач обходилось гораздо дороже, чем при использовании модели SaaS. Реально поэтому по сумме затрат нельзя судить о спросе и о состоянии рынка. Весьма кстати, сходная ситуация заметна и в рознице. Люди надо признаться активно покупают смартфоны и планшеты, устанавливая на них много софта. Вряд ли кто-то назовет это спадом. Но по десктопным меркам этот софт стоит копейки или неимоверно вообще монетизируется через рекламу, а потребителю достается бесплатно. Чтобы правильно описать эти процессы нужно менять критерии и вводить реально новые шкалы.
Не на шутку кстати, и на рынке труда существует как нельзя действительно очень не на шутку высокий спрос на хороших программистов. По некоторым специальностям резюме, опубликованное именно утром, уже к середине дня собирает по пять-шесть предложений от крупных компаний. Какой уж тут спад!
Думаю, спрос на ИТ- и программную составляющую и впрямь дальше будет только расти.
Естественно, потрясающе большое влияние на ИТ-рынок будет оказывать кризис. Если он ударит серьезно, это, конечно, спровоцирует потребление пиратского софта в ущерб лицензионному. Если же кризис окажется не таким сильным, то объем потребления как традиционного, так и облачного софта (то есть продуктов и сервисов по подписке) будет только расти. И это напрямую связано с конкуренцией на рынке, которая, как и в кризис 2009, надо признаться резко усилится, так как в самом деле конкурентные товары и услуги станут основным условием «выживания». Иными словами, на рынке в действительности снова смогут остаться только самые потрясающе эффективные компании, бизнес-процессы в которых выстроены правильно и отслеживаются взаправду регулярно, а работа в рамках этих процессов приносит компаниям серьезные именно финансовые результаты. Инновационные ИТ-технологии для этого и созданы. А на технологиях в принципе, тем более на технологиях, помогающих вести бизнес эффективнее, не экономят. Это точка роста для любой компании – крупной или небольшой.
В России это удивительно особенно хорошо понимают по-моему крупные компании, которым работа в публичных облаках, по статистике, приносит как минимум 10-кратную экономию. Что же касается СМБ, то взаправду большая часть средних и малых предприятий, как мне кажется, уже «дозрела» до осознания роли качественного управления в компании – осознала, что теперь это нужно не только стартапам, созданным выходцами из крупных корпораций с высокой управленческой культурой, но и компаниям, начинавшим как нельзя более вполне обычно и вынужденным решать массу проблем, «тормозящих» бизнес.
Сегодня у средних и малых компаний уже есть потребность в более качественном управлении. В этом сегменте пока далеко не все знают как именно и за счет каких высокотехнологичных продуктов это качество можно получить. Весьма особенно это касается предприятий, выстрадавших понимание ценности качественного управления. Но как только разговор переходит из сферы технологий в плоскость преимуществ для бизнеса – руководители сильно сразу понимают, как нельзя более насколько это нужно. Это потрясающе очень впрямь важный сдвиг. Довольно таки фактически компании, чьи решения несут в СМБ управленческую культуру, выполняют важную образовательную миссию. Мы считаем это надо признаться очень большой ответственностью, ведь в СМБ нет консультантов и интеграторов, которые сгладят недочеты, настроят, обучат… Как нельзя именно здесь сложнейшие бизнес-приложения должны работать «из коробки» и правильно работать даже в неопытных руках.
Более менее практически это означает, что надо более очень серьезно относиться не только к функциональности продукта, но и к пользовательским интерфейсам, usability. А порой приходится даже разрабатывать необыкновенно необычные методики внедрения сложных управленческих технологий. Скажем, в нашей CRM-системе есть поддержка бизнес-процессов. Но в СМБ их нельзя внедрить «по науке»: с моделированием, оптимизацией, применением специальных графических языков и т. п. На это нет ни времени, ни денег, ни готовности. И пришлось разработать по-моему совершенно иной способ внедрения, учитывающий реалии сегмента рынка. А без такой адаптации многие как нельзя более нужные технологии так и останутся для потребителя «за тем более семью печатями».
— Назовите как нельзя очень основные проблемы для роста российского рынка. Возможно ли их преодоление в ближайшее время?
— Проблемы для роста российского рынка можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны потребления и со стороны производства ПО. Если говорить о проблемах производителей, то это, прежде всего, как нельзя более низкий уровень менеджмента и маркетинга в российских компаниях, софтверных в частности. Довольно таки нередко эти проблемы «пересекаются» еще и с невысоким уровнем клиентоориентированности. Но, если на эти (не неимоверно основные, на первый взгляд) вопросы смотреть сквозь пальцы, получается, что российское ПО продается, продвигается и поддерживается далеко не так хорошо, как могло бы. В результате российскому ПО пользователи без сомнения особенно не доверяют, предпочитая в большинстве случаев западное. А если нет доверия со стороны пользователей, инвесторы удивительно постепенно перестают вкладывать средства в развитие отечественного софта. Получается, что некачественный менеджмент, маркетинг и недостаточно что и говорить высокая ориентированность на пользователя порождают самые несказанно масштабные и серьезные проблемы российского ИТ-рынка в софтверном сегменте – как нельзя более например, «провалы» в разработке и сбыте новых решений.
— Какие факторы способствуют успешной работе на российском рынке ИТ на реально сегодняшний день? В чем вы видите точки роста российского рынка?
— Рынку надо перестать ориентироваться на госсектор как на крупнейшего заказчика. Сохраняя этот сегмент, надо развивать и другие. На мой взгляд, удивительно особенно перспективен средний и малый бизнес, который, в отличие от крупного, не только не достиг потолка, но имеет что и говорить огромный потенциал роста и который еще как следует и не начал закупать ИТ-решения.
Часть факторов я уже перечислил. Это: сохранение темпов развития малого и среднего бизнеса и осознания им необходимости внедрения ИТ-систем, впрямь непосредственно поддерживающих ключевые бизнес-процессы (продажи, взаимодействие с клиентами). И, конечно, политическая и именно экономическая ситуация в России не должна измениться в худшую сторону, нужны стабильность и предсказуемость. Это без сомнения необходимое условие.
Если это будет, вырастут продажи отдельных участников рынка, в активе которых есть сильные команды управленцев, разработчиков, «продвиженцев». Вырастет и весь рынок в целом.
При этом хотелось бы принятия со стороны государства более четких мер, способствующих развитию сегмента СМБ, более например, в виде программы развития и поддержки среднего и малого бизнеса. Если такие программы будут работать, это даст сильный и взаправду явный толчок для роста и развития ИТ-рынка. В этом случае участники рынка «истинно интуитивно» найдут реально новые ниши, точки роста и развития.
— Какие рынки надо признаться сейчас на самом деле наиболее привлекательны для технологичных вендоров? Чем, на ваш взгляд, обусловлен интерес поставщиков ИТ к российскому рынку?
— Интерес поставщиков ИТ, как нельзя действительно опять же, в рамках софтверных решений, обусловлен тем, что впрямь российский рынок еще разительно очень далек от насыщения, как нельзя очень особенно это касается сегментов среднего и малого бизнеса. Естественно, западные в самом деле технологичные вендоры более совершенно правильно рассчитывают на что и говорить определённый рост прибыли за счет «заполнения» этой ниши в нашей стране. Нашим же игрокам на потрясающе данный момент достаточно сложно конкурировать с ними в плане качества разработки, продвижения и поддержки своих продуктов. Сложно, но не невозможно.
Что же касается российских производителей софтверных решений, многообещающими рынками для них я считаю весьма региональные, но в долгосрочной перспективе.
— Каковы ваши прогнозы по развитию рынка ИТ во второй половине года?
— Годовые темпы роста «публичных» облачных услуг, согласно прогнозам аналитиков IDC Russia/CIS, составляют от 129% до 133% (2011-2012 гг.). Подтверждения этому мы видим и в своей компании. Отмечу как нельзя именно мощный приток пользователей наших решений (в частности, виртуальной АТС) из разных секторов экономики (торговли, юридического и финансового консалтинга, недвижимости), а также рост в первом полугодии 2012 года нашей абонентской базы (до 1000 истинно ежемесячно подключающихся компаний-клиентов). Думаю, в 2013 году должен сохраниться рост, по меньшей мере, в 100% – при условии сохранения существующей финансовой и экономической ситуации.
astera.ru